Петровский Константин   Константинович

      учитель физической культуры   МБОУ СОШ № 2 г. Томари  Сахалинской области

 
 

Тема опыта: Развитие физических качеств 
личности школьников средствами обучения игре в баскетбол

Раздел I
 Условия возникновения и становление опыта

Школа является единственным местом, куда дети могут прийти после уроков, чтобы заняться чем-то полезным. Двери спортивного зала открыты до позднего вечера зимой и поздней осенью, не смолкают детские голоса на спортивной площадке в тёплое время года. 
Педагогическим коллективом школы накоплен богатый опыт работы, сложились определенные традиции, одной из которых является непрерывное стремление к совершенствованию, поиску эффективных путей организации учебно-воспитательного процесса. Физическая культура как учебная дисциплина наряду с традиционным формированием умений и навыков использования физических упражнений для личного и общественного благополучия, совершенствованием физических качеств и двигательных способностей, призвана способствовать становлению личности школьника и его культуры. 
В последние годы проблема здоровья подрастающего поколения стала как никогда актуальна. Здоровье сегодня рассматривается не только как
индивидуальная ценность отдельного человека, но и как богатство целого
общества. Укрепление здоровья школьников, повышение эффективности школьной физкультуры является одной из важнейших задач образовательного процесса. Н.M. Амосов говорил: «Чтобы стать здоровым, нужны собственные усилия, неважно, каким видом спорта заниматься, главное - чтобы были движения и в достаточном количестве». По мнению автора, уроки физической культуры должны быть одним из существенных моментов в здоровьесберегающей системе образовательного процесса.
 
Основными средствами обучения и тренировки являются упражнения, которые делятся на вспомогательные и основные. Вспомогательными упражнениями при обучении спортивным играм будут все общеразвивающие и специальные, а также упражнения заимствованные из других видов спорта. Основные - это упражнения по технике и тактике игры. Они выполняются отдельно, как игровой прием, или в различных сочетаниях в условиях близких к игровым.

Актуальность опыта
Понятие «физические качества» объединяет различные стороны моторики человека, проявляющиеся в одинаковых движениях, требующие одинаковых проявлений психики и имеющие один и тот же измеритель. 
Под физическими качествами понимают социально обусловленные совокупности биологических и психических свойств человека, выражающие его готовность осуществлять активную двигательную деятельность. 
В теории и практике физической культуры выделены пять основных двигательных качеств: 
- сила; 
- гибкость; 
- быстрота; 
- ловкость и координация; 
- выносливость. 
Эти качества могут развиваться в большей или меньшей степени параллельно как нерегулируемым естественным путём во время движений в повседневной жизни, так и иметь целенаправленное развитие определённых, более характерных для данного ребёнка качеств, при правильно разработанном комплексе упражнений. От других качеств личности физические качества отличаются тем, что могут проявляться только при решении двигательных задач через двигательные действия. 
 Наиболее эффективным временем для формирования физической активности является школьный период. Важное значение имеет эмоциональная привлекательность физических нагрузок, поэтому в области физического воспитания обычно рекомендуется использовать игровую деятельность. Д.И.Нестеровский уверен, что именно в игре командное и предметное взаимодействие способствует оптимальному развитию физических и психологических качеств человека.
Баскетбол является увлекательной игрой, представляющей собой эффективное средство физического развития. В первую очередь она привлекает своей яркой зрелищностью, наличием большого числа технико-тактических приемов. Обладая высокой динамичностью, эмоциональностью и в тоже время индивидуализмом и коллективизмом.
 Разнообразие технических и тактических действий игры в баскетбол и собственно игровая деятельность обладают уникальными свойствами для формирования жизненно важных навыков и умений школьников, всестороннего развития их физических и психических качеств. Освоенные двигательные действия игры в баскетбол и сопряженные с ним физические упражнения являются эффективными средствами укрепления здоровья и рекреации и могут использоваться человеком на протяжении всей его жизни в самостоятельных формах занятий физической культурой.
 Для баскетбола характерны разнообразные движения: ходьба, бег, остановки, передачи, повороты, прыжки, ловля, броски и ведение мяча. Такие движения способствуют улучшению обмена веществ, деятельности всех систем организма, формируют координацию. В ходе игры постоянно чередуются движения и действия, которые постоянно изменяются по интенсивности и продолжительности, и в конечном результате они оказывают комплексное воздействие на организм. Игра в баскетбол отлично развивает основные физические качества – быстроту, силу, выносливость, гибкость, ловкость.
Проблема развития физических качеств личности в условиях развития современной школы приобретает доминирующее значение. Ориентация на формирование потребности детей к движениям, побуждает педагога к постоянному выявлению и созданию психолого-педагогических и организационно-педагогических условий, необходимых для полного раскрытия двигательного потенциала школьников. Вместе с тем учебно – методическая литература предлагает учителю физической культуры разнообразные методики для развития физических качеств учащихся.
.
Одним из путей физического развития школьников автор считает совершенствование приемов обучения игре в баскетбол.

Ведущая педагогическая идея опыта
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в определении путей повышения уровня развития физических качеств школьников посредством обучения игре в баскетбол.

Длительность работы над опытом
Работа по разрешению противоречия между необходимостью повышать уровень физического развития учащихся и недостаточной технологической проработкой этого процесса в условиях школыбыла разделена на несколько этапов.
I этап – начальный (констатирующий) - сентябрь 2012 – декабрь 2012 года.
II этап – основной (формирующий) - январь 2013 - декабрь 2013 года.
III этап – заключительный (контрольный) - январь 2014 - февраль 2014 года.
 Начальный период предполагал обнаружение проблемы, анализ теоретической и методической литературы, изучение передового опыта физического воспитания, подбор диагностического инструментария для проведения исследований в рамках работы над опытом, проведение диагностики исходного состояния физической подготовленности обучающихся, их уровня мотивации к занятиям физической культурой и спортом.
 На формирующем этапе была проведена апробация методов и приемов, способствующих повышению уровня физического развития школьников. На уроках, секциях применялся игровой метод обучения. Выбор метода определялся педагогическими задачами, содержанием материала, подготовленностью учащихся. 
Диагностика на заключительном этапе должна показать успешность выбранной методики для решения обозначенной педагогической проблемы.

Диапазон опыта
 Представленный мой опыт работы является единой системой работы учителя по развитию физических качеств учащихся на уроках физической культуры и секции по баскетболу.

Теоретическая база опыта
 В процессе работы над опытом была проанализирована литература по вопросу эффективности обучения игре в баскетбол с целью развития физических качеств личности.
В настоящее время накоплен богатый опыт передовых учёных В.П. Богословского, Л.П.Матвеева, Ж.К.Холодова, И.А.Гуревич по развитию физических качеств, в своих книгах они теоретически подтверждают целесообразность их практической работы. В процессе поиска путей, приемов и методов активизации физического обучения и оздоровления школьников я опираюсь на передовой опыт доктора педагогических наук В.И. Ляха, кандидата педагогических наук А.А.Зданевича, В процессе определения путей повышения уровня развития физических качеств школьников были использованы следующие понятия:

  1. гибкость;
  2. быстрота;
  3. выносливость;
  4. сила;
  5. координация;
  6. ловкость.

Диагностика учащихся оценивается по следующим критериям оценки уровня физического развития личности:

  1. низкий;
  2. средний;
  3. высокий.

 Новизна опыта
Новизна моего опыта состоит в создании системы методов и приемов, нацеленных на развитие физических качеств школьников в процессе обучения игре в баскетбол.

Мои достижения

 

Welcome 200GBP Bonus at Bet365 here.